Эксплуатационный износ масла
Начнем с того, что детали и узлы машин как правило получают различными методами металлообработки: точение, фрезерование, шлифование. При всех этих методах достигается довольно чистая, гладкая поверхность, но при рассмотрении этой поверхности под микроскопом мы можем увидеть колоссальное количество выступов и впадин на поверхностях.
Эти выступы и впадины называют микрорельефом поверхности. В зависимости от чистоты обработки микрорельеф бывает более грубым или менее грубым, но он всегда присутствует. Оценка микрорельефа производится с помощью такого понятия как
шероховатость поверхности.
При нормальной эксплуатации автомобиля узлы, где происходит трение:
- ролики и обоймы роликовых подшипников скольжения качения,
- шарики и обойма шариковых подшипников,
- шестерен главной пары,
- пакета фрикционов —
в точках контакта микрорельефов этих деталей происходит касание выступов микрорельефа друг с другом. Возникают высокие контактные нагрузки, в этот момент менее прочные выступы отламываются и попадают в масло. Это называется первичным загрязнением масла и происходит это при обкатке узла. Чем выше шероховатость и чем меньше площадь соприкосновения деталей, тем выше эти нагрузки и тем сильнее происходит загрязнение.
Для того чтобы избежать преждевременного износа или разрушения деталей, требуется прочная масляная пленка, которая играет роль разделяющего состава, предохраняющего точки контакта от чрезмерных нагрузок, делая так, чтобы детали не терлись друг по другу на сухую, а скользили по масляной пленке.
Кроме высоких нагрузок, также на масло действует и высокая температура. В процессе эксплуатации масла длинные цепочки углеводородов, составляющие основу современного масла, разрываются и укорачиваются, тем самым уменьшается несущая способность масляной пленки. Это вызывает более «тесное» взаимодействие трущихся деталей и их дополнительный разогрев.
Разогрев также ухудшает условия работы в пятне контакта.
- Во-первых, масло греется, и короткие разорванные цепочки окисляются /масло соответственно темнеет/, оно еще более теряет свои смазывающие свойства;
- Во-вторых разогревается пара трения, металл становится более мягким, создаются условия для выкрашивания поверхностного слоя металла /так называемый питтинг/.
Таким образом, появляются вторичные продукты износа в масле /масло сереет, при взятии пробы в масле на ярком свету видна металлическая пудра/, которые начинают циркулировать в узле и также дополнительно ухудшают условия работы пары трения.
Климат
В России климатические зоны чрезвычайно разнообразны. Мы можем ехать в экспедицию в Астрахань при +40°С в тени, но можем оказаться и на Ямале, где -45°С никого не удивляет. Для таких условий эксплуатации нужны современные масла, сочетающие в себе свойства низкой вязкости на морозе и нормальной вязкости при высоких температурах.
Бездорожье
Конечно же каждый владелец Discovery 3 понимает, что у него внедорожник, который может и брод переехать, и грязь помесить, да, это так. Но есть маленькое НО. Не каждый владелец знает, что после каждого преодоления брода, пахоты или глубокой лужи /глубиной более чем половина колеса автомобиля/, следует в ближайшее время приехать в сервис и заказать проверку уровня и качества масла. Как показывает многолетняя практика, этого практически не делает никто. Результат не заставляет ждать: вода, в виде конденсата, напрямую через соскочивший сапун, а также через сальники при забитом сапуне, неизбежно попадает в агрегат. Вода смешивается с маслом в эмульсию, которая обладает плохими смазывающими свойствами.
- Смазывание сопряженных трущихся деталей происходит гораздо хуже.
- Начинается повышенный износ узла.
Итог: Вы звоните в сервис со словами «появился гул», а это печально, так как речь идёт о потере времени на ремонт, автомобиль стоит и не радует Вас.
Буксировка
Немало важно знать, что буксируя прицеп с грузом, катер, кемпер, нагрузки на подшипники осей дифференциала и подшипники главного вала существенно увеличиваются. Соответственно интервалы замены масла должны быть уменьшены.